Фарфоровый завод краснофарфорный

Главная " Города и страны " Россия " Новгородская область " Поселок Краснофарфорный и Кузнецовский фарфор Поселок Краснофарфорный и Кузнецовский фарфор На берегу реки Волхов, недалеко от небольшого города Чудово Новгородской области, находится поселок Краснофарфорный.

Там находится старое здание завода, где когда-то производился знаменитый кузнецовский фарфор. Сейчас кузнецовский фарфор - это антиквариат. На рубеже веков посуда фабрики Кузнецова была в императорских дворцах, в дворянских усадьбах, в купеческих домах, в трактирах и деревенских избах.

Фарфоровый завод в Краснофорном, известный как Грузинский фарфоровый завод в честь села Грузино на противоположном берегу Волхова, принадлежал представителю династии Кузнецовых, купцу первой гильдии Ивану Емельяновичу Кузнецову.

Сохранились у нас и тарелки, чашки и миски с клеймом фабрики Кузнецовых, доставшиеся мне от прабабушки. Из своего детства я помню, как мама бережно относилась к этим вещам. Они стоят у нее в шкафу за стеклом, как в музее.

Эти предметы были изготовлены на Дмитровском и Рыбинском заводах. Но все равно было любопытно заехать в Краснофарфорный. Краснофарфорный расположен в интересном и живописном месте. Его окружают красивые полноводные реки. С одной стороны протекает Волхов, с другой - река Кересть и еще одна речка с забавным названием Незнамовская протока. <Река Волхов весной заливает окрестные луга, создавая почти бескрайние водные просторы, в которых отражается голубое небо, над водой с криками летают чайки, а на островках сухой земли среди кустов прячут свои гнезда водоплавающие птицы. Через эти разливы проходит асфальтированная дорога. Дорога на Краснофарфорный У дороги растут старые пни с узловатыми стволами и странно изогнутыми ветвями. Стройные березы смотрятся в зеркала водоемов. Это место впервые привлекло меня на карте.

Реки, кругом вода, должно быть красиво, подумал я, поеду посмотрю. А оказалось, что там тоже есть своя история. Фарфоровый бизнес был детищем семьи Кузнецовых - потомков старообрядцев. Начав с нуля, к 20 веку Кузнецовы стали монополистами на фарфоровом рынке. <Основателем крупнейшего в России фарфорового бизнеса и династии Кузнецовых был Яков Васильевич Кузнецов, который в начале XIX века основал небольшой фарфоровый завод. В отличие от ремесленников, он стал уделять большое внимание качеству продукции, и вскоре его фарфоровая посуда пользовалась большим спросом. Яков Кузнецов и его сыновья переехали во Владимирскую губернию, где открыли новую фабрику, а через год Кузнецовы приобрели землю возле деревни Дулево для расширения предприятия.

Тогда и начал свою работу знаменитый Дулевский завод Кузнецовых, который вскоре стал одним из ведущих производителей фарфоровых изделий в России. Кузнецовы ввели на своей фабрике разделение труда: на каждом этапе производства - формовке, обжиге, росписи, сортировке - были задействованы профильные рабочие и специалисты, в результате чего производственные мощности увеличились на четверть. Считается, что принцип разделения труда в производстве был впервые внедрен именно на этом заводе.

Емельян Кузнецов, внук основателя мануфактуры, возглавил фабрику в Дулево, а Сидор Кузнецов через год открыл фабрику в Риге, оценив преимущества приморского расположения города и возможность вывоза товаров за границу по морю.

Производство расширялось, со временем открывались все новые и новые филиалы. В семье Сидора Кузнецова был сын Матвей, талантливый предприниматель, будущий "фарфоро-фаянсовый король" России. Его единственный сын Сидор Кузнецов сознательно готовился к продолжению семейного дела. Матвей Сидорович Кузнецов начал руководить фарфоровым бизнесом еще в молодости; при нем за несколько десятилетий кузнецовский фарфор практически вытеснил с рынка как российских, так и зарубежных конкурентов.

Матвей Сидорович Кузнецов В году Матвей Кузнецов организовал "Товарищество фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. Кузнецова", правление которого находилось в Москве. В него входило 7 российских заводов по производству фарфора и фарфоровой посуды. К началу XX века Кузнецовы стали крупнейшими поставщиками фарфора, фаянса, майолики и других керамических изделий в России. Заводы "Товарищества" производили около двух третей российского фарфора. Каждый завод имел свое направление.

Кузнецовы производили посуду разных стилей и стоимости для людей разных социальных слоев и достатка, учитывая их вкусы и предпочтения. Фарфоровые и фаянсовые изделия предприятия пользовались большим спросом и в других странах, причем в каждом регионе производилась именно та посуда, которая была востребована там. <Например, для стран Востока производились миски и чашки с причудливыми орнаментами. Продукция фарфоровой империи Кузнецовых отличалась высоким качеством и неоднократно получала призы на всемирных выставках. Все Кузнецовы тщательно следили за качеством работы, уделяя особое внимание качеству сырья, а их особые секреты передавались из поколения в поколение. Матвей Кузнецов очень внимательно относился не только к качеству товара, но и к его художественной ценности, уделяя большое внимание живописи.

Некоторых мастеров он специально отправлял учиться в художественное училище, полностью оплачивая их обучение. На предприятиях Кузнецова изготавливали иконостасы, вотивы, подсвечники и другие предметы для русских церквей, расписывая их майоликой, эмалевыми красками и золотом. <Династия Кузнецовых славилась своей благотворительностью. Кузнецовы строили храмы, помогали как старообрядческим, так и обычным православным церквям, бережно хранили старообрядческие традиции.

Кроме того, они строили жилье для своих рабочих, школы для детей рабочих, открывали детские дома, больницы, бесплатные столовые, что, конечно же, шло на пользу бизнесу. Когда Матвей Кузнецов умер, его фарфорово-фаянсовая империя находилась на пике своего развития. Наследники достойно продолжали семейное дело до года. После революции все заводы Кузнецова национализировали, кроме рижского. Кузнецовы уехали в Ригу, так как дальнейшее пребывание в Москве было небезопасным; некоторые члены семьи в то время подверглись репрессиям.

После установления советской власти в Латвии фабрика Кузнецовых в Риге также была национализирована. Часть Кузнецовых была отправлена в ссылку, внук Матвея Кузнецова был расстрелян, некоторые члены династии остались работать на заводе простыми служащими, другие переехали за границу.

После прихода советской власти в Латвии завод был национализирован.

Национализированные фарфоровые заводы продолжали работать и выпускали тот же кузнецовский фарфор и фаянс. Новгородский король русского фарфора На рубеже веков в династии Кузнецовых фарфоровым делом занимался не только Матвей Сидорович. <У Матвея Сидоровича был двоюродный брат, Иван Емельянович Кузнецов, который вел дела в Новгородской губернии. У Якова Кузнецова, основателя семейного фарфорового дела, было два сына: Терентий и Анисим. Его сыновья стали фарфоровыми фабрикантами. <Особенно преуспели в бизнесе сыновья Терентия - Сидор и Емельян. А затем их сыновья, Матвей Сидорович и Иван Емельянович, продолжили семейное дело с еще большим размахом. Иван Кузнецов получил домашнее образование и довольно рано начал работать на фарфоровом заводе, познавая все тонкости семейного дела. В течение нескольких лет Иван изучал технологию производства фарфора и секреты управления бизнесом на предприятиях Матвея Сидоровича.

Иван Емельянович Кузнецов Уже в году он стал главным управляющим фабрики, а также заведовал ярмарочной торговлей. Кроме того, Иван Кузнецов занимался совершенствованием производства и разрабатывал новые составы массы и глазури для фарфора и фаянса. А в году Иван Кузнецов открыл собственное фарфоровое производство в Новгородской губернии.

Выбирая место для своей будущей предпринимательской деятельности, Кузнецов остановился на Новгородской губернии. Богатые леса обеспечивали топливом будущие заводы, а река Волхов - удобной и дешевой доставкой сырья и грамотным сбытом продукции.

В основе бизнеса лежало наследство, оставленное отцом Емельяном Терентьевичем, и приданое его жены. Иван Емельянович был женат на Татьяне Михайловне Куриновой, младшей дочери гжельского фарфорового фабриканта Куриновых, с которой он сочетался браком в году.

У супругов было семеро детей: четыре сына и три дочери. Первый фарфоро-фаянсовый завод Кузнецовых в Новгородской губернии располагался на правом берегу Волхова, в трех километрах от Соснинской пристани.

Завод стал известен как Волховской или - "завод И. Кузнецова на Волхове". Первых специалистов Иван Емельянович привез из Дулева, они обучали мастерству жителей окрестных деревень, которые приходили работать на фабрику.

Сначала здесь производили глиняную посуду из местного сырья, вскоре перешли к изготовлению фаянса, а затем и фарфора. Сырье для производства фарфора привозили из Англии и Скандинавии. О высоком качестве изделий этого завода говорит тот факт, что они неоднократно занимали призовые места на различных выставках, как в России, так и за рубежом. В году Кузнецов купил на аукционе фабрику близ деревни Бронницы Крестецкого района, которая ранее принадлежала П.

Деревянные корпуса.

Деревянные корпуса фабрики часто горели, и Иван Емельянович решил построить новые здания из кирпича. Эти здания фабрики сохранились до наших дней. На фабрике производили сервизы, чайные пары, чашки, кофейники, кувшины для масла, столовые тарелки и декоративные тарелки с надписями "Без соли и хлеба - худой разговор" и "Чем богаче дом, тем веселее". <Разнообразная продукция фабрики стала пользоваться огромным спросом. В году Кузнецов купил у помещицы Батановой болотные земли в деревне Батановка, недалеко от села Грузино, чтобы построить новый фарфоро-фаянсовый завод, который стал называться Грузинским. Вскоре здесь выросли кирпичные корпуса, оснащенные самым передовым по тем временам зарубежным оборудованием. Здание фабрики Производственный корпус Грузинской фабрики И. Кузнецова был построен по чертежам архитектора Б.

Великовского.

Борис Михайлович Великовский в годы Великого был личным архитектором владельца фабрики И. Кузнецова, для которого строил кирпичные производственные корпуса его предприятий. Архитектор участвовал в ряде крупных промышленных проектов, строил особняки и доходные дома в неоклассическом стиле и умел точно воплощать пожелания заказчиков; после революции работал в основном в Москве и проектировал дома в стиле конструктивизма.

Интересно, что в своей автобиографии архитектор назвал своими лучшими работами именно "посудные фабрики" И. Великовского. Сейчас здание завода в Краснофарфорном является объектом культурного наследия регионального значения и памятником промышленной архитектуры Новгородской области 19 века.

Грузинский фарфоровый завод выпускал фарфоровые и фаянсовые изделия, которые маркировались монограммой "ГФ". Они были рассчитаны на потребителей со средним достатком и при этом отличались безупречным качеством, как и вся продукция Кузнецовых. На заводе в основном работали жители окрестных деревень.

Навигация

thoughts on “Фарфоровый завод краснофарфорный

  • Mauk
    07.08.2021 at 08:23

    Ухахахах

  • Faut
    08.08.2021 at 00:09

    Вы абсолютно правы. В этом что-то есть и мысль хорошая, согласен с Вами.

  • Yozshutilar
    08.08.2021 at 05:39

    Я считаю, что Вы допускаете ошибку. Пишите мне в PM, пообщаемся.

  • Tygoll
    12.08.2021 at 02:47

    пропустил, нада будет глянуть

  • Doujar
    15.08.2021 at 13:29

    Да круто,

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *.

*
*
You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>